СЕГОДНЯ: 21 ноября 2019 года, Четверг 22:29
ГлавнаяOn-line интервьюЗаконодательствоФотоальбомКонтактыКарта сайта
0
последние новости
0
«Ноябрь 2006 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930     



16:48 14.06.06 Выступление на Всероссийской конференции «Современные технологии управления многоквартирными домами»

2598.jpgВыступление Председателя Ассоциации ЕРКЦ МО Саратовской области,

Директора МУП «ЕРКЦ г. Саратова»,

Доктора химических наук

Кулапина А.И. на Всероссийской конференции «Современные технологии управления многоквартирными домами» в г. Москве.

ДОКЛАД

Единое городское информационное пространство

- система управления городом

21 век – это век информации. А информация - это не только радио, телевидение, газеты. Информация - это еще и определенный ресурс, который задействован абсолютно в каждой сфере жизнедеятельности.

В ряду базовых факторов, таких как трудовые ресурсы, финансы, производственные мощности, новейшие технологии - информация как самостоятельный ресурс обладает своей собственной уникальной характеристикой. Она координирует и одновременно повышает эффективность применения уже имеющихся возможностей.

Сегодня мы наблюдаем возрастающую роль информации при принятии управленческих решений, в том числе и в сфере ЖКХ. Связано это с объективным процессом усложнения структуры общества на фоне сужения специализации активных субъектов деятельности. Простой и очевидный пример, современное производство автомобилей. Сам производитель выступает в роли координатора поступлений отдельных блоков для будущей машины. Его задача - правильно на основе имеющейся информации составить производственный процесс, оптимально распределяя имеющиеся возможности. От этого в конечном счете будет зависеть качество продукции и ее цена для потребителя. Подобные экономические процессы проходят сегодня и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Есть управляющие жилищным фондом организации, есть поставщики услуг, есть биллинговые интеграторы, есть другие организации, так или иначе задействованные в системе ЖКХ. Каждая из этих форм организаций выполняет свои специализированные функции, повышая тем самым качество всей системы в целом. Сегодня в рамках процесса реформирования отечественного ЖКХ происходит кардинальное изменение не только структуры отрасли, но и методологических основ взаимодействия субъектов внутри нее. И здесь информация является направляющим и кристаллизующим элементом всей формируемой системы. Ее отсутствие создает предпосылки для технологических, финансовых и других ошибок при принятии того или иного управленческого решения. Это могут быть как конкретные вопросы: предоставление жилья, способы эффективного управления многоквартирным домами, предоставление жилищно-коммунальных услуг и определение порядка их оплаты. Так и масштабные социальные проекты, затрагивающие интересы значительной части граждан: социальные реформы, реформирование жилищно-коммунального комплекса страны, осуществление инвестиционных задач, развитие городских коммуникаций. Цена ошибки в коммунальной сфере синергетическим эффектом проецируется на ход общественно-политических отношений в обществе, вызывая социальную напряженность.

Использование информационных технологий для решения практических задач, в том числе и в области управления многоквартирными домами, имеет несколько этапов развития.

Первое - это построение собственной базы данных организации и ее локальное использование.

Данный этап характеризуется тем, что та или иная организация для качественного выполнения возложенных на нее обязанностей формирует собственную базу данных. Здесь используются собственные инструменты и технологии, обеспечивающие сбор, хранение, актуализацию и применение необходимой информации. Сегодня собственные информационные ресурсы имеют архитектурные ведомства (количественные и качественные характеристики городской инфраструктуры), паспортно-визовые службы (данные о гражданах), банковские и кредитные учреждения (сведения о состоянии финансовых потоков в рамках городского сообщества), министерства социального блока (характеристики граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки), расчетно-кассовые и информационно-вычислительные центры (информацию о плательщиках, истории их оплат, характеристики жилищного фонда), отдельные поставщики коммунальных услуг и управляющие жилищным фондом организации (объемы поставок, сведения об авариях, качестве поставленных жилищно-коммунальных услуг), ведомства по чрезвычайным ситуациям (сведения об авариях), налоговая инспекция (данные о доходах гражданина), учреждения по регистрации прав на собственность (информация о правах собственности).

Новая законодательная база своими общесистемными задачами кардинально изменяет подход к управлению информационными фондами и их использованию. Развитие социально-экономических потребностей страны объективно формирует новый подход к развитию информационных баз данных.

Так, ряд положений Постановления Правительства РФ № 307, устанавливающего новый порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, не может быть в полной мере реализовано без работы в едином информационном пространстве. Так, например, для корректного расчета потребления объемов коммунальных услуг по общедомовым приборам учета требуется оперативное поступление информации в расчетный центр о статусе помещения – жилое оно или нежилое. Сегодня подобная информация в ряде случаев отсутствует даже у самих управляющих компаний. Таким образом, объективно назрела необходимость включения в единое информационное пространство обмена информации базы данных, имеющейся в комитете по управлению имуществом и архитектуре.

Созданные на первом этапе «корпоративные» информационные фонды достаточно успешно решают перечень тех ведомственных задач, для которых они создавались изначально. Вместе с тем, и я уже говорил об этом, сегодня ни одна область хозяйствования не стоит на месте. Достаточно интенсивно развивается и сфера жилищно-коммунального хозяйства. Практика показывает, что в существующей «автономной» системе работы с информацией между различными организациями и ведомствами не могут быть оперативно решены обозначенные Правительством Российской Федерации новые задачи, среди которых и перевод выплат жилищных субсидий на персонифицированные счета граждан, и оптимизация порядка компенсации расходов управляющих жилищным фондом организаций из бюджета, и изменение как идеологии, так и процедуры получения гражданином мер социальной поддержки. Актуальна проблема создания информационных фондов, как объективных показателей инвестиционных возможностей городского хозяйства. Для решения всех этих задач требуется комплексный подход в работе, согласованность которой будет зависеть от отстроенности информационного взаимодействия между различными организациями и ведомствами.

Приведу простой пример. Установленный в Саратовской области порядок компенсации предоставленных управляющими жилищным фондом организациями льгот на оплату потребленных жителями жилищно-коммунальных услуг предусматривает, что для их получения управляющим жилищным фондом организациям (ДЕЗам, ТСЖ, ЖСК) и поставщикам коммунальных услуг в Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области необходимо предоставить соответствующие реестры с указанием полных данных о льготнике. Данный порядок установлен Постановлением губернатора Саратовской области. На практике же получается, что у Министерства своя база данных, которая формируется на основе базы данных Управления Пенсионного фонда по Саратовской области, своя информация есть и у управляющей жилищным фондом организации.

При этом, в случае расхождения информации, априорно, сведения Министерства считаются верными и управляющей компании отказывают в компенсации понесенных затрат на предоставленные льготы. И даже, если в отдельных случаях вопрос решается в пользу последней (т.е. управляющей организации удалось, что называется, за руку привести гражданина и доказать корректность именно своей информации), нет единого выработанного механизма актуализации этих сведений. А все эти технологические сложности выливаются в то, что поставщики ЖКУ разными способами начинают отказывать в таком «спонсорском» предоставления льгот гражданам. При этом, гражданин имеет право на льготу, исходя из смысла и буквы закона, и ему по большому счету все равно, что там за технологические сложности и почему не совпадают данные о нем. Фактически же происходит необоснованный отказ от гарантированных государством гражданину мер социальной поддержки. В конечном итоге все это выливается в социально-политическую плоскость.

Еще одно направление, которое нуждается в оперативной и согласованной информационной поддержке, - обеспечение выплат субсидий на персонифицированные счета граждан. Здесь законодатель установил четкие правила: перечисление должно осуществляться к началу установленного периода оплаты. Эффективное решение этой задачи требует технологического обеспечения работы специалистов органов социальной защиты населения и поставщиков жилищно-коммунальных услуг в едином информационном пространстве.

В цепочке от оформления гражданином права на получение субсидии до фактического получения им денег с личного банковского счета задействовано множество организаций. Это многофакторная система требует высокой согласованности действий, наличия актуальной информации у каждого ведомства и своевременной ее ретрансляции другим. Все это требует предельно интенсивного режима протекания финансовых и информационных потоков. Простой пример, когда происходит несовпадение данных о получателе жилищной субсидии в информационной базе комитета по труду и социальному развитию Администрации города с клиентской базой Сберегательного банка и гражданину отказывают в получении субсидии. Таким образом, информационная несогласованность сводит на нет требования Закона. Другой аспект все той же проблемы: от наличия информации об объемах поставки ЖКУ зависит и величина предоставляемой гражданину жилищной субсидии. Информация об объемах потребленных жилищно-коммунальных услугах должна поступать от управляющей жилищным фондом организации. При этом, запоздалое предоставление таких сведений в органы соцзащиты не позволит корректно рассчитать сумму субсидии. Как итог – нецелевое использование бюджетных средств, или наоборот – экономия их за счет гражданина. Третий аспект: своевременное получение информации об образовавшейся у гражданина задолженности обеспечит целевое расходование выделяемых ему средств, формализуя степень его гражданской ответственности перед обществом. Для решения всех обозначенных задач необходимо обеспечить оперативность (в «онлайн-режиме») поступления в комитет по труду и социальному развитию Администрации города информации от нескольких десятков, а то и сотен управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг. Как становится понятно, технологически при таком подходе реализация данной задачи практически не осуществима. Выход в данной ситуации видится один. Это организация работы в рамках единого информационного пространства через системного интегратора, который одновременно работает с базами данных управляющих компаний, поставщиков коммунальных услуг, паспортно-визовых служб и организаций, осуществляющих учет потребления и начисление стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Своевременное наличие информации – как основы для корректных экономических и организационных решений трудно переоценить. Пожалуй, наиболее показательный пример необходимости ведения межведомственной работы в едином информационном пространстве является реформа по замене льгот денежными компенсациями. Опыт ее реализации в соответствии с Федеральным Законом № 122 показал, что пренебрежение информационной составляющей не только в разы повышает риски от принимаемых решений, но и может привести к ухудшению уровня жизни значительной части населения.

Любой закон нуждается в понятных и логичных механизмах реализации своих положений, в том числе и в информационном плане. Все мы помним, как органы социальной поддержки, отвечающие за регистрацию и оформление документов льготников, занимались тотальной актуализацией своей информационной базы данных. Сегодня Пенсионный фонд не передает собранную информацию для последовательной ее актуализации через имеющиеся возможности другим структурам. Таким образом, каждый день эта база данных теряет свою ценность. Что в конечном итоге приведет к необходимости еще одной тотальной выверке среди граждан.

Таким образом, сегодняшний уровень требования законодательства, проводимой государством социальной и экономической политики объективно требует от нас перестроения системы взаимодействия учреждений, ведомств и организаций, задействованных в работе по реализации той или иной задачи. Достаточно оправданным и с экономической, и с социально-значимой точки зрения является решение создания Единой городской информационной системы, как целостной информационной среды, в которой бы сосуществовали уже имеющиеся базы данных. Данный подход позволяет избежать информационной монополии.

Построение Единой городской информационной системы должно прежде всего базироваться на оперативном информационном обмене между следующими базами данных:

1. База данных, используемая для корректного расчета и начисления стоимости жилищно-коммунальных услуг. Включает информацию о жилищном фонде, проживающих гражданах и информацию необходимую для расчета платежей.

2. База данных, используемая для расчета субсидий, учета льгот, адресной социальной и медицинской помощи.

3. База данных, включающая информацию паспортно-визовой службы. Включает актуализированную информацию о количественном и качественном составе проживающих на территории.

4. База данных Регистрационной палаты, содержащую информацию о собственниках жилых помещений.

5. База данных аварийно-диспетчерских и эксплутационных служб, включающая информацию о состоянии жилищного фонда, графике проводимого ремонта, произошедших авариях и недопоставках услуг.

6. База данных, содержащая характеристики жилищного фонда, основанная на постоянном его мониторинге, включает сведения по переводу жилых помещений в нежилые.

7. Другие базы данных (кредитные учреждения – данные по потребительским кредитам, ГИБДД – штрафы и т.д.).

В Саратове Единый расчетно-кассовый центр города является фундаментом проводимой комплексной работы по созданию Единой городской информационной системы и объединению баз данных различных учреждений и ведомств в единую программную среду.

Формирование единой системы управления коммунальными платежами на базе ЕРКЦ стало первым шагом в строительстве городской информационной системы. ЕРКЦ сегодня располагает собственной базой данных, содержащей актуализированную информацию о жилищном фонде, владельцах и проживающих гражданах, истории оплат ЖКУ, сведения о наличии субсидии или права на льготу при оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и др.

Следующим логичным продолжением деятельности по формированию ЕГИС в Саратове стала реализация социального городского проекта «Единое окно». Сегодня на базе ЕРКЦ города Саратова работают «окна» бюро технической инвентаризации. Сделано это не случайно – ведь все мы знаем, что для того, чтобы совершить какую-либо сделку с недвижимостью, необходимо оплатить стоимость текущих жилищно-коммунальных услуг и погасить задолженности по квартплате. Для сокращения сроков оформления приватизации помещения, удобства оплаты и оформления документов по домовладению ЕРКЦ и областной БТИ объединили усилия. Проведение процедуры приватизации квартиры, прием заявок на вызов специалиста, оформление документации и получение справок для нотариуса и для оформления ипотечного кредита - все это можно оформить в пунктах ЕРКЦ. Имеется у ЕРКЦ положительный опыт работы в пунктах приема населения сотрудников страховых компаний. Сегодня по единому платежному документу ЕРКЦ, кроме жилищно-коммунальных услуг, можно заплатить за услуги телефонной связи, кабельного телевидения, детских дошкольных и образовательных учреждений. В пунктах ЕРКЦ принимается оплата за все жилищно-коммунальные и другие профильные «квартирные» услуги.

В рамках проекта «Единое окно» в Саратове реализована возможность работы в одном информационном пространстве баз данных Единого расчетно-кассового центра Саратова и Комитета по труду и социальному развитию Администрации города. Благодаря этому технологическому решению, саратовцы сегодня могут оформить право на получение жилищной субсидии в любом из пунктов приема населения ЕРКЦ без привязки к месту жительства. Любые изменения в базе данных ЕРКЦ, связанные с составом проживающих, изменениями тарифов, наличием задолженности по оплате, в режиме «реального времени» поступают в базу данных Комитета по труду и социальному развитию Администрации города. В такой ситуации объективно сокращается число документов, которые необходимо предоставить гражданину для получения права на получение субсидии: в базе данных ЕРКЦ содержится вся информация, которая необходима для получения субсидии. Гражданину дополнительно необходимо принести только справку о доходах. А включение в это информационное пространство баз данных Пенсионного фонда и налоговой инспекции – и вовсе избавит его от этого.

Технологии выплат денежных компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан позволили:

- установить фактический контроль над социальными расходами бюджета;
- осуществить корректное финансирование социальных расходов с учетом актуальной информации о получателях;
- в оперативном режиме получать информацию об объемах финансирования расходов;
- производить анализ деятельности муниципальных органов власти в части исполнения социальных обязательств, в требуемом разрезе и с необходимым уровнем детализации;
- автоматизировать формирование текущего прогноза и анализа расходов, направляемых на финансирование социальных программ.

Подчеркну, что создание Единого информационного пространства между ЕРКЦ и Комитетом по труду и социальному развитию Администрации города является еще одним, после создания единой системы управления коммунальными платежами, практическим шагом по формированию Единой городской информационной системы (ЕГИС).

Реализация задачи по созданию Единой городской информационной системы позволит создать технологическую платформу, обеспечивающую объективной и актуализированной информацией, необходимой для принятия корректных решений органами государственной власти, местного самоуправления, а также всеми субъектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, экономики. Создание Единой городской информационной системы города путем применения эффективных информационных технологий будет способствовать экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных субъектов.

В большинстве регионов России сегодня уже существуют структуры, которые реализуют обозначенное направление деятельности. Это расчетно-кассовые или информационно-вычислительные центры. При этом уровень технологической базы и эффективность методики обработки информации каждого из них является различным. Важно понимать, что пути реализации этих задач должны, с одной стороны, соответствовать установленным государством стандартам, с другой - формироваться исключительно экономическими методами. И здесь важную роль должны играть общественно-профессиональные союзы, выполняющие нормативно-организующие, аттестационные и координирующие функции.

Реализацией этих направлений на территории Саратовской области занимается Ассоциация единых расчетно-кассовых центров Саратовской области, в которую входят руководители расчетно-кассовых и вычислительных центров Саратовской области.

В рамках реализации политики федерального центра и достижения обозначенных выше целей задачами Ассоциации стали:

- Разработка и внедрение общих принципов деятельности расчетно-кассовых центров, работающих на территории области;

- Создание унифицированной информационной базы данных жителей и жилищного фонда Саратовской области;

- Выработка единых стандартов и методик расчёта оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг и учета принятых платежей.

 

Благодаря работе Ассоциации в ближайшее время в Саратовской области заплатить за ЖКУ можно будет из другого города. При этом, с плательщика не будет взиматься никакая другая плата, кроме той, которая начислена в платежной квитанции.

Сегодня в рамках Ассоциации ведется планомерная работа по обеспечению поддержки государственной политики реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, по выработке единых предложений и подходов к реформе ЖКХ; по созданию учебно-методического центра обучения персонала, работающего с населением.

Еще одним совместным проектом Ассоциации является создание единой областной базы данных, содержащей сведения о льготниках. Ведется планомерная работа с Министерством здравоохранения и социальной поддержки Правительства Саратовской области.

Таким образом, создание Единой городской информационной системы может рассматриваться в качестве механизма, обеспечивающего технологическую возможность оперативного использования различной информации для эффективного управления многоквартирными домами, как одного из этапов решения социально-экономических задач в сфере ЖКХ.

 

« Предыдущая   Следующая »

ГлавнаяНовостиФотоальбомКонтактыКарта сайта

Дизайн и разработка сайта: Aleksandr Zhuklov